Глухой край между Исетью и Пышмой, находящийся в стороне от основных путей заселения Зауралья, стал местом, куда скрываясь от властей, устремились староверы и старообрядцы, раскольники, не желавшие мириться с введённой на Руси патриархом Никоном церковной реформой.

В Талицком крае более 20 деревень староверов. Так, в селе Бутка живут кержаки (приехали с берегов Керженца, левого притока Волги). Самый известный кержак – Ельцин Борис Николаевич – первый президент Российской
Федерации). В селе Катарач – двоедане (Петр Iустановил для староверов двойную дань), а в селе Медведково – староверы. Поэтому интересно было рассказать о быте, нравах и говоре этих людей и показать предметы их быта.

На протяжении пяти лет сотрудники музея собирали информацию о старообрядцах,встречались с людьми, которые могли что-то рассказать об этом, принимали участие врегиональной научно-практической конференции «Традиционные культы и верования»,где эта тема освещалась достаточно широко. Помогли так же воспоминания старожилов о местном купце-старообрядце Угрюмове Степане Тимофеевиче, основателе сапоговаляльной фабрике и одном из первых жителей посёлка. Объединив накопленный материал, мы вновь решили оформить выставку, посвящённую старообрядчеству на
Урале.

На выставке можно увидеть такие редкие экспонаты как: складень конца XVIII века, женский молельный костюм конца XIX века (рукава и косоклинный сарафан), рукописную старообрядческую книгу XVIII века и многое другое.

 

sobr